Спасти землю Только страны с современными энергетическими стратегиями смогут успешно пройти испытание климатическими изменениями. Украина к таким не относится

Барбадос, маленькая островная страна в Карибском море, площадь которой почти вдвое меньше площадь Киева, до конца XXI века, по прогнозам ученых, может полностью или частично оказаться под водой. Такая судьба ждет еще на десятки маленьких островных государств. Если в прошлом году вследствие буйства стихий из своих жилищ было переселено 20 миллионов человек, то 2050 году, при нынешних темпах роста числа стихийных бедствий, свои дома будут вынуждены покинуть 200 миллионов человек. В 2600-м надо будет переселять уже всю планету. Так выглядит проблема глобальных климатических изменений языке прогнозов и цифр.



Сейчас в мире трудно найти вопросы более стратегическое и многомерное. Готовясь к конференции ООН по изменению климата, которая состоится в Копенгагене 7-18 декабря 2009, политики раз говорят о том, как тяжело договариваться о новой международной сделки, которая займет место Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменениях климата (действует до 2012 . Эксперты же напоминают, что договариваться нужно как можно быстрее. Каждые потеряны полгода повышают вероятность того, что в 2013-м страны мира не будут иметь никаких международных обязательств по сокращению выбросов вредных газов. Артур Рунге-Метцгер, главный переговорщик по изменениям климата со стороны Еврокомиссии, уже открыто сказал журналистам, что вряд ли в Копенгагене будет принято или хотя согласовано новое соглашение. Усталости стороны достигнут общих политических договоренностей, на трансформацию которых в конкретный юридический документ понадобится еще три - шесть месяцев.

США и Китай: логика гигантов

По предыдущей, республиканской администрации американские конгрессмены избрали приоритетом не экологию, а экономическое развитие страны без киотских ограничений. Это при том, что среди 40 индустриально развитых стран мира загрязнителем номер один были именно США. Тогда они отвечали за 36,1% выбросов этих стран. 1997 сверхдержаве предложили сократить до 2012-го свои выбросы на 7% относительно уровня 1990-го. Взамен США по состоянию на 2008 год увеличили свои выбросы парниковых газов по сравнению с 1990-м на 14%, тогда как ЕС сократил на 2%, а Великобритания - аж на 15%. Чтобы США стали полноправным участником новых договоренностей, они, в отличие от остальных развитых государств, гораздо больше работать над адаптацией своего законодательства к требованиям международного экологического права. На это может уйти более полугода, поэтому прогноз Рунге-Метцгера можно назвать оптимистичным.

Американский президент Барак Обама заявил, что за месяцы его президентства страна сделала больше для противодействия изменениям климата, чем за всю свою предыдущую историю. Главным достижением на этом пути было принятие в июне 2009 года закона о чистой энергетике и безопасности (известного как закон Ваксмана - Марки. В нем американцы обязались к 2020-му уменьшить выбросы на 17% от уровня 2005-го и получать 20% энергии из возобновляемых источников (солнца, ветра, биомассы и т.д.).

Помимо США, внимание всего мира сегодня приковано к Китаю. Далекого 1990 Поднебесную квалифицировали как развивающуюся страну, а значит, в Пекин не выдвинули конкретных требований по сокращению выбросов. С тех пор Китай превратился в мирового лидера по выбросам парниковых газов и сейчас стоит перед климатическими угрозами. Ученые прогнозируют, что водные ресурсы на севере государства и дальше сокращаться. А именно север является основным производителем пшеницы и соевых бобов в КНР. Зато могут участиться наводнения в центральных и южных регионах. По апокалиптическим прогнозом, Шанхай смоют с лица земли воды Восточно-Китайского моря.

Китайцы обеспокоены своим имиджем страны-загрязнителя, поэтому на дипломатическом уровне всячески убеждают европейских и американских визави в готовности решать проблему. Пекин уже реализует пятилетний план действий по повышению энергоэффективности страны (2006-2010) и обещает, что до 2020-го Поднебесная будет получать 20% энергии из возобновляемых источников, то есть пойдет рука об руку с США в освоении новых технологий.

Проектам «зеленых» электростанций в Китае предоставляется стратегическое значение. Например, китайское правительство потратило $ 40 млрд на строительство экологически безопасной тепловой электростанции в Тайянгонгу. Этот проект подлежал финансированию в рамках одного из механизмов Киотского протокола - механизма чистого развития. Его идея заключается в том, что богатые государства могут инвестировать в новейшие технологии в развивающихся странах, вместо сокращения выбросов в собственной экономике. Кроме энергетики, Китай планирует развивать производство электромобилей. Так, местная автокомпания BYD намерен уже в 2010 году выпустить на рынок свои первые электромобили.

Однако китайцы не спешат называть конкретную цифру сокращения своих выбросов к 2020 и 2050 годов. По мнению ученых, новые индустриальные государства и развивающиеся страны, к 2050-му должны уменьшить свои выбросы СО2 на 50%. Зато в КНР о 2050-й говорят как о годе, когда их выбросы должны достичь пика, после которого их уже действительно нужно будет сокращать. Это, мол, важное условие поддержания запланированных темпов экономического развития.

Несвободная торговля

Китай, впрочем, опасается, что европейцы и американцы в новом соглашении могут ввести штрафное налогообложение импорта из стран-загрязнителей, прежде именно из Китая и Индии. Если это случится, то бедные страны, одновременно больше страдать от изменений климата, испытывают также самые большие потери от ограничений свободной торговли. Директор исследовательского центра «Копенгагенский консенсус относительно климата» Бьорн Ломборг считает, что проблема глобального потепления сделала влиятельнее те силы, которые хотят нейтрализовать конкуренцию на мировых рынках из блока стран быстро развиваются.

«Политики манипулируют страхом перед глобальным потеплением, чтобы создать так называемые зеленые барьеры для свободной торговли. Лихорадочная борьба за подписание нового международного соглашения порождает соблазн наказать свободных экономических игроков, которые не хотят выполнять строгие требования относительно сокращений выбросов. И главной целью такого завуалированного наступления на свободную торговлю являются, в частности, наложение ограничений на импорт из Китая и Индии », - рассказывает Неделе эксперт. Однако, по мнению датского эксперта, это большая ошибка, потому что экономические подсчеты демонстрируют: глобальные доходы от даже несколько свободнее, чем сегодня, торговли в долгосрочной перспективе могут достичь $ 50 трлн. То есть они будут минимум в 50 раз выше тех, которые будет приносить международная торговля, подчинена требованиям уменьшения выбросов.

Аргументы экспертов о нечестной борьбы с дешевым импортом, который может легитимизировать новое соглашение, подхватывают также ученые, которые считают, что изменения климата как таковых нет. Всего мировая научное сообщество поделилась на два лагеря. Одни говорят о том, что все изменения климата, которые мы сегодня наблюдаем, - это продукт жизнедеятельности человека, а потому им надо противодействовать. Таких большинство. Другие считают, что это естественные циклические изменения, через которые человечество регулярно проходило и в прошлые эпохи.

Между прошлым и будущим

Что придет на смену Киотскому протоколу? Сегодня он регулирует сокращение выбросов шести видов парниковых газов. Для индустриально развитых стран, к которым был причислен и Украину, было определено конкретные нормы сокращений. Например, Польша должна уменьшить выбросы на 6%, Чехия и Латвия - на 8%. В Украину нормы сокращений выбросов не устанавливались в связи с огромным экономическим спадом. Среди индустриально развитых стран увеличить свои выбросы позволили лишь Австралии и Исландии. Планетарные выбросы имели сократиться к 2012 году на 5,2%. Для уменьшения выбросов в атмосферу участники Киотского протокола должны развивать возобновляемые источники энергии, повышать энергоэффективность национальных экономик, осуществлять штрафное налогообложения предприятий-загрязнителей. Сокращение выбросов парниковых газов несет риск экономического спада, а значит, 2009 года в Копенгагене страны - участницы Рамочной конвенции ООН об изменениях климата имеют продумать механизмы, позволят отказаться от ископаемого топлива не за счет экономического роста.

Киотский протокол закрепил три такие механизмы: обычную торговлю квотами (trade in emissions), проекты совместного осуществления (Joint Implemen tation, JI) и механизм чистого развития (Clean Development Mechanism, CDM). В их основе лежит идея торговли избыточными квотами, или единицами сокращения выбросов (assigned allocation units). Применение этих механизмов на практике имеет определенные проблемы. Например, проект в рамках CDM может быть запущен только тогда, когда четко установлено, что в случае его успешной реализации сокращения выбросов будет больше, чем если бы он не реализовывался. На практике это доказать нелегко. Однако механизмы все же работают. Например, Нидерланды планируют до половины своих обязательств по Киотскому протоколу выполнить в пределах CDM.

По проектам совместного осуществления, то Украина является одним из его активных участников - наша страна зарабатывает на продаже излишков квот по выбросу парниковых газов. «Сегодня механизм Joint Implementation использует лишь несколько стран. Кроме Украины, это Румыния, Чехия, Польша, - рассказывает Кристина Рудницкая, координатор программ по изменению климата Национального экологического центра Украины. - Раньше активное участие в нем принимали другие государства Центральной и Восточной Европы, однако после вступления в ЕС они переориентировались на его собственный внутренний механизм торговли квотами EU Emission Trading Scheme (ETS). Поэтому вопрос о закреплении механизма Joint Implementation в новом соглашении является открытым. Гипотетически изменения вполне возможны ».

Следовательно, будущее соглашение об изменениях климата может содержать новые положения о санкциях в форме налогообложения импорта стран, которые не будут придерживаться установленных норм сокращения выбросов. Нынешние механизмы торговли квотами и зеленых инвестиций в ней могут быть изменены. Кроме того, будут пересмотрены список индустриально развитых государств. Видимому, также будет детально продумано механизмы финансовой помощи развивающимся странам, и созданы новые адаптационные фонды. Базовый год - 1990-й, от которого недавно высчитывались все нормы сокращений, могут изменить на 2005-й.

Психология безответственности

Украина сегодня принадлежит, как и Россия, к странам, своей позицией блокируют быстрое принятие необходимых решений. Однако изменения климата касаются и нашего государства. «Широтная часть Украины расположена в зоне от 52 до 46 градусов, она в меньшей степени испытывает резких климатических изменений, чем севернее широты, - поясняет Неделе Владимир Осадчий, директор Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института МЧС Украины и НАН Украины. - Но для нашей страны действительно актуально повышение зимних температур. Зимняя температура поднялась на 1,5 градуса, а в некоторых местах и на 2. Это очень серьезная цифра. Это может привести к увеличению числа стихийных бедствий, особенно наводнений в Карпатах и Крыму. А наводнения - это человеческие жертвы, потери урожая, миллиардные убытки.

Сегодня Украина выбрасывает лишь 45% уровня выбросов парниковых газов 1990 года, имея достаточно избыточных квот. «Эти квоты у нашей страны появились не за счет политики повышения энергетической эффективности экономики и реального уменьшения выбросов, а вследствие сокращения производства после распада СССР», - констатирует Кристина Рудницкая. При этом Украина - одна из энергетически найнеефективниших стран мира. Однако потенциально она могла бы обеспечивать до 14% своих потребностей в энергии за счет возобновляемых источников. На сегодня показатель составляет менее 1%.

Официальная позиция украинских переговорщиков по новой климатической соглашения такова: Украина готова взять на себя обязательства по сокращению к 2020 году своих выбросов на 20% относительно уровня 1990 года. На практике это означает, что мы не будем уменьшать выбросов, а наоборот, увеличивать их. Если эти цифры будут утверждены, то фактическая величина выбросов Украины увеличится на около 70% уровня 2008-го. Украинские экологи выступают против предложенного Украиной и Россией перенос неиспользованных в 2008-2012 годах квот на следующий период. По оценке аналитиков Point Carbon, если в новом соглашении с предварительно объявленных странами целей на сокращение выбросов добавить неиспользованные квоты Украины, России и стран Восточной Европы, то реальное сокращение планетарных выбросов будет лишь на 1% больше предусмотренного в Киотском протоколе. Межгосударственная группа экспертов по изменению климата при ООН настаивает, чтобы к 2020 году выбросы были сокращены на 25-40%.

Украина также не собирается содействовать Глобальный климатический фонд, создание которого запланировано. При этом деньги, которые наше государство уже получила в рамках проектов совместного осуществления, распределяются неизвестно на что и как. «Согласно положениям Киотского протокола эти деньги должны расходоваться только на проекты, предусматривающие уменьшение выбросов парниковых газов, - говорит Рудницкая. - Когда наша организация направила в Национального агентства экологических инвестиций запрос относительно того, на что будут направлены, например, $ 300 млн, полученные за квоты от Японии, нам ответили, что информация является конфиденциальной. Но это не соответствует действующему законодательству ».

Украина сегодня не желает обременять себя обязательствами по сокращению выбросов и наконец будет поставлена перед необходимостью выполнять требования, о которых крупные игроки договорятся между собой. А значит, не будет готова к этому ни морально, ни инфраструктурно, ни финансово. Украина выглядит сейчас как государство без современной стратегии энергетического развития, но с атрофированными чувством ответственности и перед собственными гражданами, и перед миром. Коллективный апокалипсис не такой реалистичный, как апокалипсис индивидуален. Очевидно, Копенгаген - это тест на готовность каждой конкретной индустриальной страны не только брать и потреблять, но и отдавать и развивать.

    Как противодействовать изменениям климата
    • Ввести штрафное налогообложение выбросов парниковых газов правительствами
    • Развивать альтернативную энергетику: энергию солнца, ветра, океана, биомассы, малую гидроэлектроэнергетики
    • Вводить энергосберегающие технологии
    • Развивать и применять на практике новейшие технологии, в частности климат-инжиниринг
    • Использовать электромобили
    • Вводить на тепловых электростанциях технологии поглощения и хранения углерода
    • Прекратить вырубки лесов (в Киотском протоколе вырубку лесов как фактор изменений климата учтены не было)

   СТАТИСТИКА
   $ 250 млрд
    в год должны выделять к 2020 году развивающиеся страны, для противодействия климатическим изменениям

    В 2-3 раза
    больше энергии по сравнению с другими странами мира нужно потратить на производство единицы ВВП в Украине

   В 4-10 раз
    дешевле внедрять в Украине меры по повышению энергоэффективности, чем строить новые электростанции

    20-30%
    видов растений и животных могут вымереть, если глобальная температура повысится еще на 1,5-2,5 ° C

    На 0,74 ° C
    за последние 100 лет увеличилась температура на планете

    На 70%
    возрос объем выбросов парниковых газов за 1970-2004 годы

    На 80-95%
    уровня 1990-го нужно сократить к 2050 году выбросы парниковых газов в промышленно развитых странах

Ранее Климатическая осведомленность: опыт Швеции и Украины | Позже Климатический компас - идея