Воздушный ротор - это новый тип ветрогенератора, который представляет собой привязных аппарат, который поднимается гелием на высоту от 120 до 300 метров.Такой необычный ветряк изобрел канадец Фред Фергюсон (Fred Ferguson) и его компания Magenn Power (Magenn Power Air Rotor System - MARS).

   Сам аэростат является ротором, оснащенный лопастями-чашками и вращается в горизонтальной плоскости.Привязь и кабель, по которому энергия доставляется вниз, подведены к оси аэростата, оборудована стабилизаторами. Там же закреплен электрогенератор.


   Авторы говорят, что эффект Магнуса (возникновение поперечной силы при обтекании воздухом вращающегося цилиндра) благоприятно влияет на установку: дополнительно повышает темп вращения ротора, а еще --
 стабильность аппарата.Так, при росте скорости ветра MARS хочет подняться выше, благодаря чему ветряк не требует какого-то специального управления. По расчетам, MARS сможет нормально работать при скоростях ветра от 1 до 28 м в секунду. Этот диапазон шире, чем у распространенных типов ветрогенераторов.Особенно важно то, что MARS сможет вращаться уже при довольно слабом ветре.

   Изобретатели ветряка-аэростата говорят о большей эффективности системы (на 40-50%) по сравнению с аналогами, невысокую стоимость (в расчете на ватт), легкость транспортировки, монтажа и эксплуатации.Сейчас Magenn Power работает над изготовлением первых экземпляров. Их мощность составит 4 киловатта.

   Надо сказать, что автор MARS давно приспособил и проверил тот же эффект Магнуса в других проектах. Речь идет о дирижабле под названием «Воздушный корабль Магнуса» (Magnus Airship).Magnus Airship - это большая сфера с гелием, вращающаяся на горизонтальной оси, к которой в свою очередь крепится кабина летающей машины, двигатели для создания горизонтальной тяги, двигатели, превращающие саму сферу; и полезный груз.

   Если посмотреть на такой аппарат сбоку, то при движении дирижабля справа его сфера должна вращаться против часовой стрелки, то есть - в обратном направлении. И чем больше поступательная скорость машины, тем больше «добавка Магнуса» к подъемной силы, которую дает гелий.То есть, за счет эффекта Магнуса, такой аппарат должен поднимать гораздо больше груза, чем аналогичный по объему традиционный дирижабль. Что и доказали испытания масштабных моделей в аэродинамической трубе, а позднее - в небе.

   Казалось бы, для вертикального старта с грузом нужна подъемная сила от гелия, равная полной весе всей машины, и поэтому смысла в аэродинамическом подъемному эффекте - никакого.Но для начального старта Magnus Airship добавляет к силе Архимеда тягу своих маршевых двигателей, которые поворачиваются вокруг вертикальной оси. Потом их постепенно опускают горизонтально, и по мере разгона корабля эффект Магнуса компенсирует недостающую подъемную силу.А это значит, что для транспортировки 1 тонны груза нужен дирижабль меньшего объема, с меньшим аэродинамическим сопротивлением и парусность. Известно, что до сих пор транспортные дирижабли остаются экзотикой.Но отныне этот крутящий корабль превратился в оригинальный ветрогенератор, который, возможно, найдет свое применение.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Ранее Энергия лобового воздушного потока | Позже Опыт внедрения "ветро-солнечных" энергосистем